Дизайн интерьера

Поп-арт интерьер: фантазия на тему реальности

Поп-арт — стиль неоднозначный, во многом противоречивый, наполненный несовместимыми на первый взгляд образами и символами, которые, парадоксальным образом, способны сложиться в гармоничный, оригинальный и по-настоящему красивый интерьер. Сегодня поп-арт можно встретить не только в оформлении ресторанов и барах, но и в самых обыкновенных жилых помещениях. Агрессивный и молодежный дизайн интерьера, который, как правило, создается вообще без цели попасть в конкретный стиль, многое почерпнул именно из поп-арта.

Трактовка происхождения названия этого направления в искусстве так же неоднозначна, как все его проявления. Так, например, одни специалисты связывают его с английским словом «рop», которой можно перевести, как «отрывистый» или «хлопок», а иные, не мудрствуя лукаво, указывают на сокращение фактически интернационального «popular», что позволяет перевести название стиля, как «популярное искусство».

Стиль интерьера поп-арт примечателен в первую очередь отсутствием конкретных правил и ограничений, а каждый интерьер в таком стиле построен на своеобразном представлении, и противопоставлении несовместимых элементов. Каждая из композиций поп-арта базируется на конфликте с привычными формами, в которые искусство облачают уже не первую сотню лет, поэтому любой подобный интерьер несет в себе своего рода скандал и протест, расширяя рамки стандартных представлений, открывая другую суть вещей.

Образы раннего поп-арта, пришедшие из мира рассвета потребительской активности, смешались в причудливую композицию с опытами сюрреалистов и экспрессионистов. Много в этом направлении взято из дадаизма, отрицающего наличие границы между искусством и реальной жизнью. Всевозможные стили с приставкой «арт» появились и активно развивались в шестидесятых годах прошлого столетия. Тогда же впервые появились работы в стиле поп-арт, бросившие вызов традиционной сдержанности и спокойствию.

Известные адепты стиля
Как правило, начинающие адепты стиля в оформлении интерьера пытаются ориентироваться на работы Энди Уорхола, ставшего одним из первых представителей направления и, пожалуй, самым знаменитым сторонником поп-арта. Но, несмотря на несомненный вклад в развитие искусства, совершенно неправильно воспринимать поп-арт, ориентируясь сугубо на работы Уорхола. Да, графический образ Мерилин, комиксы и разнообразные элементы рекламы — это поп-арт, но он не ограничивается только этими приемами.

Целью творчества Энди Уорхола всегда было сведение на нет любого образа, методом его повторения. Если самую искусно написанную картину повторить в интерьере двадцать, тридцать или сорок раз, она перестанет быть шедевром и превратится в банальную декорацию. Тем временем, другой адепт поп-арта Рой Лихтенстайн, напротив, всеми средствами выделял конкретный образ. Элементы комикса, к которым он однажды приложил руку, становились произведением искусства и центральной точкой в интерьере стиля поп-арт.

В Англии основоположником поп-арта стал Ричард Гамильтон, впервые представивший свои работы в этом стиле в 1965 году в виде фотографического коллажа. Английский поп-арт, в отличие от американского, не концентрируется на культе потребления столь сильно, предпочитая заниматься сочетанием культовых предметов классического обихода и современных рекламных и культурных элементов. Именно Гамильтон ввел в поп-арт возможность совмещения предметов неоклассицизма и рекламно-потребительского стиля.

Английское направление поп-арта, в каком-то смысле, было куда более открытым и интернациональным, чем американский вариант, построенный строго на рекламной культуре США. Если поп-арт в Америке стал своеобразной насмешкой над обеднением мышления и самого искусства, то английский поп-арт нес в себе достаточно глубокий и многослойный смысл, предпочитая сместить акцент на другие грани интерьера, но не делать его нарочито-поверхностным, граничащим с самой обыкновенной безвкусицей.

На венецианском фестивале Биеннале в 1964 году впервые были представлены перформансы американского поп-арта, вызвавшие преимущественно негативный отклик у общественности. Однако, спустя некоторое время, разбор работ современных итальянских экспрессионистов привел к интересным выводам: свой поп-арт уже достаточно давно успешно развивается и в этой стране. Правда, в Италии предпочитали обращаться к предметам классического искусства, превращая картины и скульптуры мирового значения в незамысловатый цветной орнамент. Итальянский поп-арт значительно мягче и спокойнее американского, однако, определенная доля провокации присутствует и в нем.

Современный интерьер в стиле поп-арт
Подчиняясь направлению, заданному ещё в шестидесятых, дизайнеры превращают каждый поп-арт интерьер в настоящий перформанс, ставя провокационные эксперименты по совмещению вещей, создающих между собой резкий контраст. При этом, назвать интерьер в стиле поп-арт чрезмерным язык не поворачивается: в оформлении всегда стремятся спрятать функциональные пространства за ширмами или использовать встроенную мебель, а центр комнаты остается свободным от габаритных элементов.

Куда больше внимания, впрочем, уделяется не мебели, а именно декорациям, роль которых на себя могут взять любые объекты хэнд-мейда, стилизованные или обыкновенные фотографии звезд, рекламные постеры, оригинальные логотипы известных торговых марок, а также весьма дорогостоящие элементы антикварного или современного искусства. Многочисленные эксперименты совмещения, как правило, приводят к парадоксально гармоничному интерьеру. К тому же, адепты поп-арта высоко ценят комфорт, что отражается не только на мебельных, но и на декоративных решениях.

Поп-арт своими руками
Если говорить о приемах поп-арта коротко, то особое внимание следует обратить на минимализм интерьера, его эксцентрику и фактуру, а также на яркие тона, подчеркивающие зональность оформления. Перво-наперво необходимо сформировать центр композиции, которым станет именно отделка. Так, например, многочисленные яркие цвета обязательно необходимо сочетать со спокойными, «пассивными» оттенками, играя на контрасте. Неплохо бы сразу определиться с тем, в каком именно направлении поп-арта будет оформлена квартира: английском, американском или итальянском.

Зональность в интерьере будет в большей степени зависеть от цветов, нежели от мебели. Используя контрасты и подсветку, все оттенки можно сделать «объемными», превратив стены в произведение сюрреалистического искусства. Свет поможет растворить слишком яркие цвета, сделав интерьер не просто провокационным, но и вполне комфортным для глаз. Использование типичной символики поп-арта уместно во всех комнатах, исключая, пожалуй, только спальню: здесь необходимы приемы с неяркой экспрессией, позволяющие полностью расслабиться.

Помните о том, что каждая зона интерьера должна стать отдельной композицией, центром которой может служить, как мебель, так и стилизованное изображение на большой, желательно плоской, поверхности. Как правило, в поп-арте широко используется орнамент, однако, композиции без него допустимы: например, использование комиксов, не требующих орнаментального разделения. Впрочем, все эти «правила» к такому искусству, как поп-арт, вообще слабо применимы: само направление не приемлет постулатов, поэтому в одном интерьере могут встречаться идеи сразу трех ответвлений этого искусства.

Большинство дизайнеров, оформляя интерьер в стиле поп-арт, выбирают минималистическую мебель, которую легко спрятать за яркими декорациями. Однако, встречаются и исключения: элементы мебели могут рассматриваться как часть декора, а могут и вовсе выступать в качестве его доминантной составляющей. Для интерьера в стиле поп-арт вообще характерно эволюционное развитие, позволяющее постоянно дополнять комнаты новыми декорациями, совершать перестановки и вообще творить невероятные вещи!

Фотографии и поп-арт
Классический и наиболее узнаваемый элемент поп-арта — различные фотографии, стилизованные под рекламную манеру шестидесятых. Конечно, некачественные снимки, датированные непосредственно шестидесятыми годами, будут органично смотреться далеко не в каждом варианте интерьера, поэтому многие предпочитают работы наших современников, являющихся сторонниками направления. Речь идет о фэшн-фото, родоначальником которых является именно рекламная фотография времен расцвета поп-арта.

Тим Уокер, ныне являющийся ведущим фотографом журнала Vogue, — один из ярких современных представителей стиля «фэшн». Его работы потрясающе сочетают в себе реальные и тривиальные образы с абсурдными формами, а его работы выглядят невероятно естественными при том, что наполнены символическими, не всем понятными, образами. Однако, нельзя сказать, что фотографии Тима Уокера — лучшее решение для интерьера поп-арт, ибо они слишком «требовательны» к остальному оформлению и могут выступать сугубо центром композиции.

Фотографии Мадонны, сделанные Стивеном Кляйном для рекламы фирмы Dolce & Gabbana — ещё один пример того, какими могут быть снимки в интерьере поп-арт. Сочетание сексуальности, раскованности и сугубо потребительского символизма всегда было отличным решением, ну а красивые женщины никогда не были «лишними» для поп-арта. Рекламные фотографии того типа, что были сделаны для Dolce & Gabbana, могут стать потрясающим дополнением интерьера любого направления поп-арта.

Отдельно хочется отметить ещё и работы Кирсти Митчел, экспериментирующей с насыщенными природными цветами, создающей своеобразные контрасты «разной красоты». Эдакая вариация на тему «Алисы в стране чудес», которая, к тому же, выполнена аматором: фотография для Кирсти — только хобби, что, опять же, выгодно выделяет её на фоне остальных именитых адептов стиля «фэшн».

Правда, фотографии — отнюдь не обязательная часть интерьера в стиле поп-арт. Если говорить на чистоту, то этот стиль, пожалуй, вообще не имеет обязательных составляющих и композиционных решений. Поп-арт — сплошная фантазия, где реальность накладывается на абсурд, а трактовка образов имеет не то, что двойное, но иногда тройное и четверное дно. Не стоит воспринимать поп-арт, как поклонение современной культуре, но, тем более, не нужно полагать, что он является насмешкой над новыми ценностями.

Цель поп-арта заключается в первую очередь в том, чтобы отобразить саму жизнь, не имеющую особых границ, наполненную разнообразными чувствами и впечатлениями, которые неизменно находят отображение во всех культурных направлениях современности.